Банкротство туроператоров 2014: что делать туристу?

Банкротство туроператоров в 2014 г. стало темой новостей номер один. В разгар летнего сезона о «приостановке деятельности»  начали извещать такие крупные и старейшие  игроки рынка туризма,  как «Нева», «Лабиринт», «Южный Крест»,  Солвекс- Турне» и другие, в общей сложности около десятка туристских фирм.

Что же делать российскому туристу, если он оказался вдруг в подобной ситуации? Какие шаги предпринять, чтоб свести к минимуму свои финансовые и моральные потери?

Сегодня разберем наиболее распространенный случай,  когда вы узнали о приостановке деятельности до начала тура и хотите вернуть уплаченные за него деньги.

Итак,  год 2014 , банкротство туроператора, у которого вы заказали тур. Ваши действия.

1.  Спокойствие, только спокойствие!  Вы дома, в своей стране и со своими родными. Дома, как известно, и стены помогают. Ситуация была бы значительно хуже, если бы эта неприятная новость настигла вас за границей, при отказе поселения в отель.

2.  Проверяем имеющиеся в наличии документы .

1) Договор с турагентом или туроператором, подписанный вами при покупке тура;

2) Кассовый чек об оплате тура или платежное поручение, если проплата прошла через банк.  Все на месте?

Теперь надо убедиться, что ваша поездка  действительно не состоится, и слухи о  банкротстве вашего туроператора – не просто слухи.

3.  Постарайтесь установить с турагентом  хотя и деловые, но доброжелательные отношения. Поверьте, он больше всего заинтересован в том, чтобы ваш отдых прошел прекрасно. И если вы начнете устраивать истерики в его офисе, проблему точно не решите, а только испортите настроение себе и своему менеджеру.

Далее — пошаговая инструкция на случай банкротства туроператоров в 2014.

4.  Итак, звоните  в турагентство, где вам продали тур, и постарайтесь узнать, состоится ли он.  Действуйте спокойно, но настойчиво. Даже если сведения о банкротстве подтверждаются, возможно, что вам предложат тур на близкие даты другого туроператора.

5.  Если турагент не может внятно ответить или предложить  что-то конкретное – ищите в договоре координаты туроператора и звоните ему. Если туроператор  сбежал или исчез – это случай не приостановки деятельности, а мошенничества, и здесь надо обращаться к юристу и писать заявление в полицию. Мы же рассматриваем случай действительной приостановки деятельности.

Далее,  связываетесь с туроператором и  выясняете, действительно ли он прекратил свою деятельность. В случае утвердительного ответа поинтересуйтесь, каким образом  можете получить «Отказ исполнения обязательств по договору». Этот документ дает вам возможность  еще до наступления срока вашей поездки обратиться в страховую компанию и вернуть свои деньги.

Банкротство туроператоров.  Итак, что же делать?

Если вы абсолютно уверены, что  тур не сможет состояться, постарайтесь получить «Отказ» во что бы то ни стало и как только возможно раньше. Иначе вы можете опоздать, и к моменту вашего обращения страховая компания может уже израсходовать лимит страховки туроператора. При получении документа проверьте правильность указания в нем всех исходных данных тура, в том числе  номера заявки и фамилий туристов.

6.  Получив «Отказ», готовите документы в страховую компанию.  Список необходимых документов вам предоставят в  самой страховой компании. В общем случае к  заявлению надо приложить копию вашего паспорта и договора с туроператором или турагентом (с указанием туроператора), документы, которые подтверждают оплату тура и  реквизиты вашего счета  в банке для перечисления возмещения. Не забудьте, что в случае банкротства туроператора в 2014 г. страховая должна удовлетворить ваши требования в течение 30 дней.

7.  Имейте в виду, что по закону получить возмещение может только заказчик турпродукта, то есть вы сами. Поэтому собирать все документы придется самому. Правда, иногда турагент берет на себя всю волокиту по сбору документов, так как у него может быть несколько пострадавших туристов. В этом случае оформляется доверенность на сотрудника турагента. Это существенно  сэкономит ваше деньги и сбережет нервы. Не забывайте только периодически узнавать, как продвигается процесс.

8.   Если «Отказ» все же вы не получили, придется ждать времени начала тура. Используйте его на то, чтобы определиться с ответчиком по договору. Посоветуйтесь с юристом. Он проверит заодно и грамотность составления договора. Иногда договор может быть признан недействительным через суд.  Чаще всего ответчиком является туроператор. В этом случае после наступления срока поездки собранные документы несете в страховую компанию.

9.  В случае, если ответчик – турагент, то после наступления даты тура пишете заявление в двух экземплярах в свободной форме и подаете его в турагенту. Менеджер, принимающий у вас заявление, регистрирует его, указав дату,  фамилию  и поставив подпись. Копию оригинала он должен отдать вам. Если менеджер отказывается принимать заявление, отправляйте оригинал по почте на юридический адрес турагента  заказным письмом. Почтовую квитанцию не забудьте сохранить. Возврат денег должны произвести в срок, указанный в договоре.

Итак, теперь вы знаете, как вести себя в случае банкротства туроператоров, наступившего в 2014 г. Возможно, в дальнейшем законодательство изменится…

Гид-МЕД