Домский собор в Риге
Его название берет начало от латинского «Domus Dei» («Дом Бога» ). Домский собор — символ Риги и одна из его основных достопримечательностей. Основан он епископом Альбертом (Альбрехтом фон Буксгевденом) в 1211 году. Постройкой руководили лучшие зарубежные мастера, в основном – немецкие и голландские.
Строительство длилось долго, и в общих чертах было закончено лишь к 1270 году. Позже собор неоднократно достраивали. В 1547 году, восстанавливая его после пожара, из-за недостатка финансирования его надстроили деревянными башней и шпилем. Эту деревянную надстройку уже в 18 веке заменили на металлический купол со шпилем в стиле барокко. Ныне это самое высокое здание в округе.
Многочисленные перестройки, привнеся в облик Домского собора черты различных архитектурных течений, привели к отсутствию единого стиля этого сооружения, но в конечном итоге придали ему своеобразие и узнаваемость.
Орган Домского собора в Риге.
Однако, главная достопримечательность Риги даже не столько сам собор, сколько его орган. Самый первый орган, построенный в 1603 году, прослужил почти 300 лет. Затем немецкими мастерами в 1883 году был установлен новый, и с тех пор он неизменно привлекает внимание ценителей органной музыки.
Впечатляют его размеры. Это великолепное сооружение высотой с девятиэтажный дом имеет 25 метров в высоту, 6768 труб, 124 регистра и 4 клавиатуры, что позволяет ему издавать поистине божественные звуки. В свое время это был самый большой орган в мире, но и сегодня за ним сохраняется репутация одного из самых замечательных по звучанию. Отличительная черта органа – насыщенность и многокрасочность его звучания. А изумительная акустика Домского собора дает возможность оценить это в полной мере. Ференц Лист написал свою композицию «Восхваляя Бога» специально для этого органа.
Проспект, оформление центральной части органа, выполненный в 1599-1601 годах в стиле раннего барокко, имеет особенную художественную ценность. Здесь в причудливом узоре переплелись фигурки ангелов, фантастических животных и цветов.
Сегодня в Домском Кафедральном Соборе каждый вечер проводятся органные концерты.
Домский собор в Риге сегодня
Внутренний дворик Домского собора опоясан Крестовой галереей
Главная достопримечательность Риги сегодня входит в число 100 мировых памятников, которым угрожает полное разрушение. Этому есть несколько причин. Во — первых, за 800 лет его существования основные конструкции собора основательно износились. Во-вторых, во время многочисленных реставраций имели место нарушения технологии реставрационных работ. Сейчас здание Домского собора постепенно оседает, башня от вертикали отклонена на 63 см. Для того, чтобы уменьшить риск дальнейшей деформации, с нее были сняты колокола.
Начиная с 2011 года проводится масштабная реставрация собора, которая рассчитана на 10 лет.
В связи с реставрацией из основного зала Домского собора в отдельное помещение сегодня вынесена алтарная композиция, сделанная в 1896 году по эскизам В. Неймана. В композицию включены скульптуры Иоанна и Моисея (дерево, автор А.Имхор ). Эти скульптуры сохранились от предшествовавшего алтаря Домской церкви, изготовленного по проекту В. Краузе в 1817году. В центре композиции копия работы Рафаэля «Преображение Христа», автор Э.Боссе, 1819 год. На картине изображены два библейских сюжета – Преображение Христа и исцеление больного мальчика.
Крестовая галерея
В помещении галереи, опоясывающей внутренний дворик Домского собора в Риге, работает музей, посвященный истории старого города. Здесь можно увидеть гипсовую модель памятника Петру I, пушки с укреплений города 17 и 19 века, другие предметы. За его посещение взимается плата 3 евро, которая идет на содержание музея и реставрационные работы.
В средние века по этой крытой сводами галерее проходили церковные процессии. Ею соединялся кафедральный собор с расположенными рядом помещениями, которые с 1215 года занимал Домский капитул. Крестовая галерея с открытой в сторону внутреннего дворика аркадой — это выдающийся памятник романского стиля. Выполненный их доломита декор — переплетения листьев, цветов, изображения людей, птиц, зверей. Гербы, помещенные в нишах над аркадой, принадлежат семьям, корпорациям, пожертвовавшим средства на восстановление галереи и двора в конце 19 века. В настоящее время под руководством сотрудников музея проводится реставрация крестовой галереи и внутреннего монастырского дворика Домского собора Риги.