Палаты бояр Романовых на Варварке
Вернемся к истории палат бояр Романовых. Они находятся в Москве по адресу: Китай-город, Варварка, дома 8 и 10. Музей работает все дни, кроме первого понедельника каждого месяца.
Палаты представляют собой белокаменное трехэтажное здание, увенчанное четырехскатной шатровой крышей. Эта усадьба имеется уже на первом плане Москвы, создававшемся в 1597 году. Соответственно, ее основание относят к концу 15 века. Дом строил дед царя Романова Михаила Федоровича, Никита Романович, брат первой жены Ивана IV Грозного — Анастасии Романовой.
Во время опалы Грозного в 1580 году на Никиту Романовича усадьба была расхищена стрельцами, а самому хозяину, оставшемуся в совершенной бедности, пришлось просить вспоможения у английских купцов на одежду себе и детям. Связи у него с англичанами сохранились еще со времени своего благоденствия, когда его сын, Федор Никитич, будущий патриарх Филарет, брал уроки латинского у одного из них.
Впрочем, скоро Грозный вернул свою милость боярину и даже назначил его после своей смерти одним из советников своему сыну царю Федору Иоановичу. Во время правления царя Федора двор Романовых был вновь приведен в достойный вид.
При Борисе Годунове Романовы, как возможные претенденты на престол, вновь попали в опалу. Федор Никитич в 1599 году оказался в тюрьме, а позже его выслали в монастырь после насильного пострижения под именем Филарета. Палаты долго стояли бесхозными.
Новую жизнь палаты бояр Романовых получили при правлении царя Михаила Федоровича. Сам он жил в Кремле, а его дом назывался «старый государев двор, что на Варварском крестце». В 1631 году царь подписывает указ об учреждении Знаменского монастыря и передает ему наряду с другими угодьями и усадьбу с боярскими палатами Романовых. Здание неоднократно перестраивалось и использовалось под различные монастырские хозяйственные нужды, пока в 1859 году Александр II , выкупив дом у монастыря, не открыл музей , который так и назывался:«Дом бояр Романовых».
Согласно идее воссоздать обстановку и быт царских предков, был разработан проект архитектором Рихтером Ф.Ф. Восстановили верхний деревянный этаж – теремок; вместо флюгера установили геральдический знак Романовых — грифона. Достроили крыльцо, настелили паркетные полы, поставили изразцовые печи, стены оббили парчой с царскими вензелями. Частично эта старинная обивка сохранилась до сегодняшних дней.
Согласно преданию, в 1596 г. здесь родился будущий царь Михаил. Это предание впервые появляется в первой половине 18 века, в прошении архимандрита Николая о пособии на восстановление ветхих монастырских строений.
К сожалению, палаты до нас не дошли в первозданном виде. От 16 века сохранился лишь глубокий подвал из белого камня.
После революции музей закрыли, но, учитывая большую историческую ценность объекта, здесь в 1923 году открыли «музей боярского быта», где хранились подлинные старинные предметы.
Ныне в старинных палатах находится отделение исторического музея. Здесь размещена экспозиция, посвященная домашнему быту и культуре бояр 17 века. В подвальных помещениях и комнатах второго этажа воссозданы интерьеры боярского дома, при этом использовались подлинные предметы обстановки 17 века.
На втором этаже находятся трапезная, кабинет боярина и библиотека, на третьем, деревянном этаже – женская часть дома со светелкой.
Самая просторная комната в палатах бояр Романовых — трапезная. В трапезной боярская семья собиралась для семейных или официальных обедов, сюда приглашались гости, устраивали пиры. Здесь же на маленьком столике находятся необходимые вещи для обеда: кумган ( рукомойник) и чаша(лохань) для мытья рук. За столом гости размещались согласно «местничества»: знатные – ближе к хозяину, менее родовитые – ближе к противоположному концу стола.
В столовой находится пять кресел – эта мебель довольно редко встречается в 17 веке. Традиционные лавки вдоль стен крыты бархатом или сукном, в углу поставец со столовой посудой. На лавках – ларцы различных размеров, использовавшиеся для хранения необходимых в быту вещей.
Предметы иностранного происхождения указывают на развитие торговых связей России с зарубежными странами и о проникновении культурных веяний в русский быт. Об этом говорят немецкие гравюры, портрет в раме (новшество, которое только начало проникать в узкий круг русской знати), изящный шкаф со слюдяными створками .
Следующая комната — кабинет боярина. Здесь обстановка будничных домашних дел и забот хозяина. Однако имеются вещи, указывающие на тягу к знаниям, к науке. Это сундук с книгами в кожаных переплетах, портрет русского дипломата глобус голландской работы и гравюра, изображающая осаду Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 году.
Вторая половина дома отделена лестничной площадкой. Здесь первое помещение — сени со шкатулками, ларцами и коробами для хранения необходимых вещей. Из сеней – вход в светелку. Женская комната изолирована от остального дома, что связано обособленным положением женщины в 17 веке. Она редко выходила из дома, только к родным или в церковь. Основное, что занимало ее время, кроме ведения домашнего хозяйства — это рукоделие, шитье. Поэтому и в интерьере светлиц основная обстановка связана с рукоделием.
В подвале 16 века в сундуках хранились деньги, ценности, ткани, одежда, а также предметы, указывающие на необходимость несения боярином воинской службы: доспехи, оружие, конский убор.
В 2008 году, к 200-летию архитектора Рихтера его потомки совместно с потомком Романовых сделали подарок музею. В северной нише, выходящей на Варварку, появился геральдический герб Романовых – лепной грифон. А грифона на шпиле, расстрелянного в 1917 году, реставрировать не стали, оставив следы пуль как напоминание об истории.